?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

После долгих поисков мне удалось найти сборник «Долгий путь российского пацифизма», М., ИВИ РАН, 1997. Представляю здесь две статьи из него, показавшиеся мне наиболее интересными. Весь сборник целиком выставлен у Я.Г.Кротова, здесь.


Т. И. Телюкова. МОСКОВСКАЯ ГРУППА "ДОВЕРИЕ"

В 1982 г. в СССР зародилось независимое миротворческое движение, представленное, в частности, группами "Доверие" в Москве и других советских городах. Мы вынуждены ограничиться рассказом о московской группе, поскольку информация о деятельности движения в провинции, за исключением отдельных документов, почти не достигала Запада и поэтому не была опубликована.


4 июня 1982 года 11 человек из Москвы и Долгопрудного, среди которых были ученые, инженеры, учителя и врачи, объявили на пресс-конференции о создании Группы за установление доверия между СССР и США (с 1985 г. — между Востоком и Западом)1. Проблемы, поставленные группой, обсуждались ее будущими членами еще с 1982 г.2 Московская группа "Доверие" (как сокращенно стали называть ее) просуществовала по крайней мере до середины 1989 г., пережив смену четырех Генеральных секретарей ЦК КПСС. За это время неоднократно сменялся ее состав и значительно расширилось поле деятельности.

Движение зародилось в период значительного ухудшения международных отношений, наступившего после советского вторжения в Афганистан в 1979 г. и введения в 1980 г. чрезвычайного положения в Польше. Ввод советских войск в нейтральное неприсоединившееся государство вызвал резкое осуждение мирового сообщества и применение против СССР международных санкций (в частности, эмбарго США на поставки зерна и высокотехнологичные товары)3. Еще ранее НАТО в ответ на наращивание советской военной мощи и появление ракет SS-20, нацеленных на Западную Европу, приняло решение о размещении в ряде европейских стран НАТО нового поколения американского ядерного оружия среднего радиуса действия. Угроза новой мировой войны стала реально ощутимой. События 1983 г. (сбитый в СССР 1 сентября корейский авиалайнер, высадка в октябре американских войск на Гренаде и прекращение советско-американских переговоров в Женеве об ограничении ядерных вооружений) вызвали дальнейшее нагнетание международной обстановки4.

Внутри СССР период с конца 1979 г. характеризовался более жестоким подавлением инакомыслия. Смена кремлевского руководства в 1982 г. (приход к власти Ю. В. Андропова) привела лишь к упрочению железного занавеса (ликвидации автоматической международной связи, например) и к усилению травли диссидентов5. Международная правозащитная организация Amnesty International сообщала в 1981 г. о 200 человек, арестованных в СССР лишь за выражение отличных от официальных политических, религиозных или национальных взглядов. В первой половине 1980 г. в СССР число "узников совести", о которых было известно Amnesty International, достигало 580 человек6. В результате беспрецедентных преследований многие диссидентские организации попросту прекратили свое существование.

Эти обстоятельства и вызвали, с одной стороны, необходимость миротворческой инициативы снизу (вдохновленной, несомненно, и растущим движением за мир в Западной Европе и США), а с другой стороны, определили ее содержание.

В своих первых основополагающих документах 1982 г. — в "Воззвании к правительствам и народам СССР и США", Декларации принципов и др. группа "Доверие" отметила, что в условиях беспрецедентного ухудшения международных отношений и полного разрушения всякого доверия между двумя великими народами проблема выживания человечества становится как никогда более острой и требует незамедлительных действий. "Ядерное оружие поставило Запад и Восток перед выбором между взаимным доверием и взаимным уничтожением, и этот вопрос не оставляет времени для размышлений"7.

Как и западные миротворческие организации, группа "Доверие" пришла к выводу, что "равновесие устрашения" не может быть надежной гарантией безопасности в мире и что "политические деятели обеих сторон неспособны прийти к какому-либо соглашению о значительном ограничении вооружений, не говоря уже о действительном разоружении"8. Во многих документах и заявлениях члены "Доверия" подчеркивали, что они не сомневаются в искренности стремления обоих правительств к миру и уменьшению ядерной угрозы9. В то же время в комментариях к своей программе они писали о том, что экономический кризис 1979-1980 гг. вынудил правительства прибегнуть к старому и "эффективному" средству решения экономических проблем — вложению капиталов в долгосрочные военные программы. Принятие подобных программ сопровождалось пропагандистской кампанией устрашения собственных граждан происками противника ради "консолидации своих народов под знаменем патриотизма"10.

Любое правительство озабочено проблемой самосохранения и самоукрепления, отмечал член группы "Доверие" А. Фельдман. Для достижения этой цели правительству необходима поддержка мощного военно-промышленного комплекса, который не заинтересован в сокращении своей роли и ограничении вооружений. Правительства уступают давлению военной промышленности и военной политики11.

Воззвание к правительствам СССР и США подчеркивало равную ответственность всех людей за будущее человечества, за уменьшение военной опасности, необходимость привлечения общественности к процессу принятия внешнеполитических решений и установления четырехстороннего диалога, т. е. включения представителей общественности наряду с политиками в переговорный процесс.

Исходя из этих общих для всех миротворческих движений тезисов, группа "Доверие" предложила свою собственную программу действий, нацеленную на преодоление недоверия между народами, как одной из главных причин существующей международной напряженности. "Людей убивают люди, а не оружие"12.

Конечно, как и западноевропейские движения, москвичи выдвинули определенные требования по сокращению вооружений: "Мы выступаем за последовательное и по возможности полное уничтожение запасов ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения и за ограничение обычных вооружений" . Группа поддержала лозунг американского движения мира, наполнив его содержанием: "Замораживание вооружений и сбалансированное разоружение, сопровождающееся дальнейшими мерами доверия, устраняющими все помехи для свободного общения граждан противостоящих наций"14.

Летом 1983 г. москвичи выступили с призывом к правительствам двух сверхдержав прекратить все испытания ядерного оружия, так как они ведут к раскручиванию гонки вооружений и оказывают опасное воздействие на окружающую среду15. В своих интервью члены группы шли дальше и сообщали, что выступают за сокращение военных бюджетов, за роспуск обоих блоков, создание безъядерных зон и против размещения новых ракет на Западе и Востоке16.

И все же в целом московская группа "Доверие" (далее МГД) не разрабатывала по нескольким причинам собственной программы в отношении сокращения вооружений. Прежде всего, члены группы с первого дня ее создания подчеркивали, что они "никоим образом не находятся в оппозиции официальной правительственной политике", что они "полностью согласны с советской программой мира" и стремятся конструктивно сотрудничать с любыми советскими миротворческими организациями, чтобы внести свой вклад в решение важнейшей проблемы современности17. Таким образом, они сознательно отказались от критики внешней политики правительства, надеясь получить полную свободу действий.
Кроме того, члены группы неоднократно подчеркивали, что не обладают достаточными знаниями и данными, чтобы обратиться к этой очень сложной и комплексной проблеме18. Действительно, ведущие западные миротворческие организации, такие как Межцерковный совет мира в Нидерландах, например, при разработке своей программы действий могли опереться на исследования науки о мире, бурно развивавшейся в 50-70-е годы в США и Западной Европе, на опубликованные данные о количестве и качестве вооружений в мире, на опыт миротворческой деятельности, накопленный ими в предыдущие десятилетия, и на существующие организационные структуры. Ничего этого не было у МГД. Более того, в СССР не существовало ни одного из необходимых средств для реализации требований сокращения вооружений: ни возможностей для оказания влияния на общественное мнение (отсутствовали независимые средства массовой информации), ни каналов влияния на политический процесс в виде свободных профсоюзов, церквей, партий и независимого парламента.
Поэтому программа группы была нацелена на создание доверия между государствами и народами. "Без взаимного доверия поиск средств достижения мира и разоружения не может быть эффективным"19. МГД предложила: всем гражданам — направлять свои предложения по сокращению вооружений и установлению доверия правительствам и международным общественным организациям, которые надо было специально создать: ученым — заняться научными проблемами сохранения мира; правительствам — воздерживаться от взаимных обвинений и создавать условия для открытого обмена мнениями и информацией по проблемам разоружения между общественностью двух стран20.

МГД выдвинула около 80 конкретных предложений по развитию контактов между гражданами разных стран, многие из которых осуществились в эпоху "перестройки": развитие обменов между детьми, студентами, деятелями науки и культуры; проведение советско-американских теледебатов, создание культурных центров с участием обеих сторон, комиссии по изучению общественного мнения; расширение возможностей для свободной переписки; проведение совместных космических исследований и совместной помощи развивающимся странам; упрощение процедуры и снижение стоимости туристических поездок и т. д.

Кроме того, МГД призвала миротворческие организации других стран к сотрудничеству, в том числе и к созданию международного координационного комитета независимых групп Запада и Востока, проведению их международных конференций, международных маршей мира и других акций, к обмену материалами и литературой, к совместной научной работе в этой области и т. п.21

Осуществление подобных предложений привело бы к разрушению "железного занавеса" и возникновению угрозы для идеологической монополии партии. Неудивительно поэтому, что власти попытались в самом начале задушить новое движение. Любой шаг всех членов МГД находился под постоянным контролем КГБ до самых последних лет существования группы, и любые, самые невинные и даже, казалось бы, играющие на руку советскому правительству акции безжалостно подавлялись. К самым нелепым фактам истории преследования МГД относятся, пожалуй, разгром выставки фотоматериалов о жертвах Хиросимы, пресечение попытки трех членов группы (В. Бродского, С. Розенура и М. Рейтмана) выразить свой протест перед посольством Великобритании против преследований сторонников английского движения мира в 1983 г., арест активистов группы в мае 1984 г. во время сбора подписей под призывом провести советско-американскую встречу на высшем уровне в целях уменьшения международной напряженности; конфискация призыва МГД к Р. Рейгану и М. С. Горбачеву накануне их встречи в Женеве с просьбой добиваться разоружения и способствовать развитию советско-американских контактов и т. д.

Члены группы пытались предпринимать самые умеренные действия: проводить научные семинары по проблемам мира и гонки вооружений, выставки антивоенных картин, материалов, плакатов (выпущенных к тому же официальными советскими миротворческими организациями), рассказывать об истории движения мира в других странах, читать антивоенную литературу, собирать подписи под различными петициями, проводить демонстрации, высаживать цветы в виде символов международного движения против ядерного оружия24; но все было напрасно — любые их действия рассматривались как подрывные. Чаще всего милиция и КГБ пресекали эти попытки заранее, либо задерживая членов группы дома или в отделении милиции, либо путем заключения их на 15 суток под вымышленным предлогом злостного хулиганства. Многие из членов МГД познали принудительное "лечение" сильными препаратами в психиатрических лечебницах даже несмотря на медицинские противопоказания. Многих зверски избивали. В. Блока едва не сбили грузовиком, когда он ехал на велосипеде с пятилетним сыном25.

Шесть членов группы были арестованы и осуждены на разный срок: в 1982 г. О. Радзинский на 1 год заключения и 5 лет ссылки; в 1983 г. — А. Шатравка, в 1984 г. — О. Медведкова, в 1985 г. — В. Бродский на 3 года; в 1986 г. — Л. Чукаева; в 1987 г. — С. Светушкин . Лишь рабочий А. Шатравка был осужден судом в Сибири за участие в миротворческом движении и сбор подписей под документами МГД. Все остальные были приговорены к лагерным срокам по сфабрикованным обвинениям. Все эти осужденные были освобождены в 1986-1987 гг. (О. Медведкова — в 1985 г.), многим предложено эмигрировать26.
Один из самых стойких и преданных членов группы Н. Храмов был насильно отправлен в армию в октябре 1984 г., несмотря на то, что ранее был признан негодным к службе, и был отпущен лишь в марте 1985 г.2 Участников движения задерживали на время различных официальных мероприятий — Международного фестиваля молодежи и студентов в июле 1985 г., XXVII съезда КПСС в феврале 1986 г. и т. д. Их увольняли с работы, исключали из ВУЗов, отключали телефоны.

Поэтому число членов группы не превышало 40 человек, а всего, по их данным, в СССР около 2000 человек поддерживали движение.
После прихода к власти М. С. Горбачева отношение к инакомыслящим постепенно менялось. С 1986 и особенно 1987 г. началось освобождение политзаключенных и сокращение числа арестов по политическим мотивам (хотя, как говорилось, член МГД С. Светушкин был осужден за миротворческую деятельность в январе 1987 г.). К 1991 г. число узников совести сократилось примерно до 30 человек. Но кратковременные задержания и другие меры подавления широко применялись против граждан лишь за их попытки свободного осуществления своих гражданских прав29.

Преследование инакомыслия продолжалось, но все же наступление гласности и перестройки позволило МГД значительно активизировать свою деятельность и расширить свои интересы. С января 1987 г. стал выходить самиздатский журнал группы "День за днем". В начале 1987 г. была принята новая Декларация принципов. В этом документе МГД смогла открыто выступить против присутствия иностранных войск на чужих территориях, прежде всего против нахождения советских войск в Афганистане, за соблюдение прав человека в СССР, в том числе за амнистию всех узников совести, реформу законодательства и системы судопроизводства, за отказ от смертной казни и введение альтернативной службы для молодежи, отказывающейся служить в Вооруженных Силах СССР по мотивам совести или политическим мотивам, за свободу перемещения граждан как внутри, так и вовне СССР30. Кроме того, после Чернобыльской катастрофы в 1986 г. важной стороной деятельности группы стало просвещение общественного мнения в вопросе об использования ядерной энергии в экономике страны. Декларация содержала призыв пересмотреть существующие программы атомной энергетики в целях повышения их безопасности31.

Этот документ свидетельствовал и о верности МГД своей основной стратегической линии: "Мы считаем, что только усилия независимой общественности, обычных людей с Запада и Востока могут гарантировать установление климата доверия и прочного мира. Настоящая разрядка возможна лишь снизу, через разрастание мировой революции миротворческих инициатив рядовых граждан" . Группа вновь подтвердила свою приверженность идее установления контактов между людьми, но по-новому, более зрело и свободно сформулировала цели своей деятельности, которые в какой-то степени остаются актуальными и по сей день: "преодоление антизападных настроений, борьба с выражением ксенофобии и шовинизма в нашей стране... борьба с растущим милитаризмом общественного сознания; добиваться антимилитаристского воспитания детей..."

Однако ситуация в стране менялась столь стремительно, что вскоре оказалось, что и Декларация 1987 г. не вполне адекватно отражает направленность действий МГД. В своей статье "Новые аспекты деятельности группы "Доверие"" одна из самых активных ее членов этого периода Евгения Дебрянская острее и четче сформулировала задачи движения: "Для граждан СССР проблема "мир или война" сводится к проблеме "Мир или насилие". Главная задача "Становление демократии в СССР"... "Наша страна виновна в непреходящей агрессии и насилии над духом и разумом человека. Политическая инфраструктура свободного от насилия общества значительно шире самого государства. Оппозиционные партии, независимая пресса позволят [гражданам]... полноценно участвовать в управлении государством... [Необходимо] создание определенных институтов, которые смогли бы гарантировать, в частности, право на инакомыслие, на выработку таких законов, которые могли бы регулировать жизнь в обществе, свободном от насилия" .

Соответственно, изменились и лозунги, с которыми москвичи выходили на демонстрации. 20 мая 1986 г. активисты МГД провели впервые в истории СССР демонстрацию против атомных электростанций. Правда, к месту проведения этой манифестации добрались лишь трое их них. 12 членов группы в соответствии с традициями были превентивно задержаны КГБ. Аналогичные акции протеста были организованы группой 31 мая 1986 г., 3 августа 1986 г., 26 апреля 1987 г.35 С 1987 г. представители группы стали получать возможность открыто высказывать свои взгляды (хотя и не без сопротивления СКЗМ), в том числе и на встрече представителей движений мира из СССР, США, Канады и Великобритании, организованном СКЗМ, и на встрече участников советско-американского марша мира в июле 1987 г.
Группа "Доверие" последовательно и активно выступала против вооруженного насилия: за предоставление свободы прибалтийским республикам, за прекращение советской интервенции в Афганистане, против "кровавого побоища, учиненного войсками по приказу правительства" в Тбилиси и других местах СССР .

Огромную работу проделала группа в деле защиты отказников от военной службы и информировании общественности о реальном положении дел в Советской Армии. В декабре 1987 г. группа создала консультативную службу по оказанию помощи "узникам мира" в СССР для сбора сведений об участии отказников и оказания им помощи. "День за Днем" публиковал заявления молодых людей, отказавшихся по политическим и религиозным мотивам от военной службы, и старался помочь им. Здесь же можно было прочитать воспоминания бывших солдат об издевательствах над ними в армии38.

В мае 1988 г. некоторые из членов группы "Доверие" участвовали в создании Демократического Союза. Вероятно, столь необходимый процесс создания оппозиционных партий увлек членов группы, и она перестала существовать, влившись в более широкий демократический поток.
Менее 10 лет просуществовала группа, численно очень маленькая, но получившая большую известность благодаря своему статусу независимой миротворческой организации, благодаря помощи и поддержке мощного международного движения мира.

На наш взгляд, группа "Доверие" внесла свой вклад в изменение общественных представлений в нашей стране. Прежде чем получить распространение, новые идеи и общественные потребности должны быть кем-то сформулированы. "Доверие" было одним из ручейков, подготовивших бурный поток обновления общественного сознания. Кроме того, есть все основания предположить, что "Доверие" наряду с другими независимыми общественными организациями стран Восточной Европы оказало определенное влияние на философию миротворческого движения в Западной Европе, на осознание им неразрывной связи борьбы за ограничение гонки вооружений с борьбой за уважение прав человека, за демократические преобразования и создание гражданского общества в странах бывшего социалистического лагеря. И последнее. Неформальные группы оказались теми первичными организационными структурами, благодаря которым процесс демократизации советского общества пошел намного быстрее и радикальнее, чем того бы хотелось инициаторам перестройки.


ПРИМЕЧАНИЯ

1. Documents of the Soviet Groups to Establish Trust between the US and the USSR (далее — Documents of the Soviet Groups...). Commission on Security and Cooperation in Europe. — Washington, 1984. P. 2.

2. Concerning the Trust Group / Documents of the Soviet Groups... p. 28; Kuznetsov Ed. The Independent Peace Movement in the USSR/ In Search of Civil Society. Independent Peace Movements in the Soviet Bloc. VI. Tismaneanu (Ed.). NY, 1990. P. 56.

3. Die Internationale politik 1979-1980. Jahrbuecher des Forschungsinstituts der Deutschen Gesellschaft fuer auswartige Politik. Muenchen — Wien, 1983, S. 3-5.

4. Die Internationale politik 1983-1984. Muenchen, 1986, S. 80-83.

5. Radio Liberty, No. 88/83, February 22, 1983; No. 92/83, February 21, 1983. Muenchen. Microfiche/ Leiden. IDC, 1984 (далее — Radio Liberty Research No...).

6. Amnesty International Report: 1982. L., 1982. P. 297; 1983 — L., 1983. P. 283; 1984 — L., 1984. P. 311; 1985 — L., 1985. P. 291; 1986 — L., 1986. P. 310.

7. Documents of the Soviet Groups... P. 52.

8. Appeal to the Governments and Peoples of the USSR and the USA / Documents of the Soviet Groups... P. 1.

9. Например: Documents of the Soviet Groups... P. 1, 23, 53, 110.

10. Concerning the Trust Group / Documents of the Soviet Groups... P. 28.

11. Feldman A. Ontwapening en vertrouwen. Bij het vijfjarig bestaan van de onafhankelijke vredes beweging in Moskou. Этот самиздатовский материал был издан в Нидерландах и имеется в архиве Межцерковного совета мира в Гааге.

12. Declaration of principles / Documents of the Soviet Groups... P. 23.

13. Appeal to the Governments and Peoples of the USSR and the USA. P. 1.

14. Appeal to the Madrid Meeting of the Representatives of the Signatory States of the All-European Conference on Security and Cooperation. — In: Documents of the Soviet Groups... P. 37.

15.Appeal to the Governments... P. 53.

16. Interview with S. Batovrin, spokesperson of the independent Moscow Peace Group / The Independent Peace Movement in the Soviet Union. Information Booklet on the Moscow Group to Establish Trust between the USA and the USSR. Helsinki Watch Committee. Washington, 1984.

17. Open Letter to Academician E. P. Velikhov / Documents of the Soviet Groups... P. 109.

18. Ibidem; Open Letter from the Soviet Trust Groups to the Independent Pacifist Organizations of Europe and the USA/ Documents of the Soviet Groups... P. 25-26.

19. Declaration of Principles/ Documents of the Soviet Peace Groups... P. 23.

20. Appeal to the Governments and Peoples of the USSR and the USA / Documents of the Soviet Groups... P. 2-3.

21. To Establish Trust Between the USSR and the USA; Proposals to MTG from E. Sannikova. In: Documents of the Soviet Groups... P. 8-10; 44-45.

22. Appeal to Supporters of Peace and Participants in the Antinuclear Movement. In: Documents of the Soviet Groups... P. 54-58.

23. Radio Liberty Research, No. 366/83, 3.10.1983; No. 385/85, 15.1.1985 — Leiden: IDC, 1984, 1986; USSR News Brief (Muenchen), No. 10 (1984)-22.

24. Statements from the Moscow Independent Peace Group / The Independent Peace Movement in the Soviet Union.

25. Documents of the Soviet Groups... P. 60.

26. USSR News Brief (Muenchen), No. 6 (1984)-3; 15/16 (1985)-3; Radio Liberty 145/85, May 3, 1985; 218/86, May 30, 1986; 19/87, January, 9, 1987; From Below: Independent Peace and Environmental Movements in Eastern Europe and the USSR. October, 1987. A Helsinki Watch Report. NY, Helsinki Watch Committee, 1987. P.112-116.

27. From Below... P. 115-116. 22 члена группы покинули СССР добровольно или принудительно за весь период / Ibid. P. 123.

28. USSR News Brief (Muenchen), No. 19/20 (1984)-10; 6 (1985)-24.

29. Amnesty International Report. L., 1991. P. 234; 1992. P. 233.

30. Kuznetsоv Ed. Op. cit. P. 58-59.

31. Ibid. P. 59.

32. From Below... P. 127.

33. Кuznetsоv Ed. Op. cit. P. 58.

34. День за днем, 1987, № 11. С. 13-17.

35. From Below... P. 121-123.

36. Ibid. P. 130, 133-134.

37. День за днем, 1987, № 11. С. 35-36, 42; 1989, № 4. С. 3.

38. День за днем, 1988, № 1. С. 11, 17-29; № 6. С. 8-14; № 9. С. 22-31; 1989, № 5. С. 9-11.

Телюкова Татьяна Ивановна — кандидат исторических наук, научный сотрудник Института Всеобщей истории Российской Академии Наук.

Comments