vitaly_adam (vitaly_adam) wrote in pacificum,
vitaly_adam
vitaly_adam
pacificum

Categories:

Новые поступления Библиотеки «Вне насилия» № 1 (июль-август 2013)

Новые поступления Библиотеки «Вне насилия»
(http://antimilitary.narod.ru/)
№ 1 (июль-август 2013)

 Создан небольшой раздел Альберта Викмана.
 Создан небольшой раздел Джонатана Даймонда.
 Все номера журнала «Свободная Мысль».
 Отдельные номера «Листков Свободного Слова».
 Два нотно-музыкальных альбома «Сборник песен и гимнов свободных христиан».
 Воспоминания духоборов о гонениях 1890-х годов.
 38-й номер газеты «Альтернативщик».
 Две новых статьи Б. Рассела и одна Ш. Рише.



* * *

Создан новый небольшой раздел Альберта Викмана (Wickman Albert) (1884-1942), шведского баптистского пастора, основателя массового антивоенного движения в своей стране.
Викман проповедовал мир еще в 1912 г., а с началом Первой мировой войны стал на автомобиле ездить по стране с проповедями, в которых он осуждал участие в военных действиях, исходя из несовместимости их с христианской моралью. Сам подвергался тюремному заключению за отказ от службы в армии. Движение это было многочисленным — свыше 30 тыс. человек. В 1919 г. большая часть участников этого движения вошла в «Шведское объединение за мир и арбитраж», а меньшинство, с Альбертом Викманом, основало радикально-пацифистскую организацию «Шведская миссия всеобщего мира» — около 4 тыс. Вступая в «Шведскую миссию всеобщего мира», люди давали клятву перед Богом ни при каких обстоятельствах не оказывать пособничества войне, не работать на военных предприятиях и т. п. Миссия имела свой орган — газету «Фредсмиссионерен», которая издается до настоящего времени. Практическим достижением стало принятие в 1920 г. закона о праве на отказ от воинской службы по идейным убеждениям. Движение Викмана также способствовало сохранению нейтралитета Швеции в Первой мировой войне.

* * *

Создан новый небольшой раздел Джонатана Даймонда (Dymond Jonathan) (1796–1828), английского квакера, автора книги «О войне» (1823), в свое время весьма заинтересовавшей Л.Н.Толстого.
В 1825 году Даймонд принял участие в ежегодном собрании «Общества мира» в Лондоне и создал филиал этого общества в Эксетере. Он считал войну первостепенным злом, даже по сравнению с рабовладением. Приветствовал всех, кто хотел искренне работать на благо мира, независимо от их конфессии. В своих работах Даймонд вывел пацифистские аргументы против войны за рамки чисто библейского понимания, свойственного более ранним поколениям квакеров, обращался к более широкой рационалистической аргументации, доступной всем людям.
«Есть некоторые люди, которые без всякого определенного рассуждения прямо почему-то заключают, что ответственность за государственные меры ложится только на тех, которые распоряжаются, или что правительство и цари решают вопросы о том, что хорошо или дурно для подданных, и что подданные обязаны только повиноваться... Человек не может снять с себя ответственности за свои поступки. И это видно из следующего: Если начальник велит вам убить ребенка вашего соседа, убить вашего отца, вашу мать, послушаетесь ли вы? Если же вы не послушаетесь, то и все рассуждение никуда не годится, потому что если вы можете не послушаться правителей в одном случае, то где же вы найдете тот предел, до которого вы можете повиноваться? Нет другого предела, кроме того, который определен христианством, и предел этот и разумен и исполним.»
«И потому мы полагаем, что обязанность каждого человека, считающего, что война несовместима с христианством, ― кротко, но твердо отказаться от военной службы. И пусть те, которым приходится так поступать, пусть они помнят, что на них лежит великая обязанность. От их верности своей религии зависит ― настолько, насколько она зависит от людей, ― судьба мира в человечестве. Пускай они исповедуют свое убеждение и защищают его. И не одними словами, но и страданиями, если то будет нужно. Если вы верите, что Христос запретил убийство, не верьте ни суждениям, ни приказаниям людей, призывающих вас к участию в нем. Таким твердым отказом от участия в насилии вы привлечете к себе благословение, данное тем, которые слышат слова эти и исполняют их, и придет время, когда и мир почтит вас как участников в возрождении человечества.»

* * *

Раздел Литературы о Л.Н.Толстом и толстовцах пополнился полным комплектом журнала «Свободная Мысль», выпускавшегося П. И. Бирюковым в Швейцарии, в 1899-1901 гг. Пока что все номера представлены в виде сканов страниц.
«Свободная мысль» издавалась по следующей программе: «1. Передовые статьи. Обсуждение важнейшего с христианской точки зрения события в данное время во внутренней жизни нации или событий политических, международных... 2. Статьи, посвященные специальным вопросам о свободе совести и печати, о воинской повинности, о значении государства и церкви, о жизни рабочего и привилегированного класса, вопросы экономические. 3. Государственные, церковные и экономические явные и скрываемые во всех государствах, в особенности в России. 4. Религиозные и социальные движения разных времен и народов. 5. Религиозная наука. Происхождение священных книг. Описание различных религий и философских систем в простом, общепонятном изложении». Толстовские журналы играли активную роль в дискуссиях и обмене мнениями по таким вопросам, как совместимость социализма и религии, связь между насилием и революцией, реформа земельной собственности, характеристика христианского анархизма, различные компоненты современного анархизма. Кроме того, они дали широкую возможность для распространения идей выдающихся свободных мыслителей. Но эти журналы не ограничивались только постановкой вопросов чисто теоретического или морального характера. Они также выступали как настоящие боевые органы, которые в открытой полемике с царской цензурой распространяли, вероятно, самую полную и свежую информацию о социальном и политическом положении в России и о произволе самодержавия. (Антонелла Саломони. «Эмигранты-толстовцы между христианством и анархизмом (1898-1905 гг.)» // Русская эмиграция до 1917 года — лаборатория либертарной и революционной мысли. СПб., «Европейский Дом», 1997.)

* * *

Этот же раздел Литературы о Л.Н.Толстом и толстовцах пополнился семью номерами (всего их было выпущено 25) периодического издания «Листки Свободного Слова», 1898-1902, Англия, ред. В. Г. Чертков и П. И. Бирюков. Содержание номеров: новые статьи Л.Н.Толстого и его последователей, из переписки Толстого, распространение взглядов Л.Н.Толстого в России и за границей; отказы от военной службы, гонения на сектантов, в первую очередь на духоборов и штундистов; обличение полицейского режима; освещение российских и международных общественно-политических событий с христианской точки зрения: рабочего движения, студенческих и крестьянских волнений, положение Финляндии и пр. Издание выходило нерегулярно, имело карманный формат для нелегального провоза и распространения в России. Номера представлены не полностью: в частности, здесь не представлены статьи Л.Н.Толстого, его письма и сведения о нем, которые легко можно найти в «Полном собрании сочинений» и в «Биографии Л.Н.Толстого», написанной П.И.Бирюковым.

* * *

Целиком отсканированы еще два нотно-музыкальных альбома: «Сборник песен и гимнов свободных христиан». Составлен А. К. Чертковой. Издание «Свободного Слова», Крайсчерч, Англия, 1905.
Теперь есть полностью все три выпуска.
Особо стоит отметить песни: «В бурю» (в память гонений на духоборов) и «Призыв» (А. К. Чертковой) из № 1; «Слушай слово!» (А. К. Чертковой) из № 2; «Гимн братства» (И. И. Горбунова-Посадова) и «Песню свободы» (или: «Мирную Марсельезу» А. М. Хирьякова).

Песня свободы.

Вперёд, товарищи, ступайте,
День славный наступил для вас.
Оружье вдребезги ломайте.
Убийц не будет среди нас.
Вперёд идите, все народы
Давно вас ждут на братский пир,
И пусть под знаменем свободы
Для всех настанет вечный мир.
Припев:
Оружие долой! Солдаты по домам!
Вперёд, вперёд! И пусть весь мир отчизной будет нам!
Зачем эти ружья и пики?
Не надо штыков и мечей,
Кровавых разбоев улики,
Наследие злых палачей.
Нет, нет, не подымутся руки,
Мы братскую кровь не прольём.
Довольно насилья и муки,
Мы песню свободе поём:
Припев:
Долой все границы, заставы,
Для братьев весь мир — общий дом.
И власти долой и державы...
Мы песню свободы поём.
Все крепости, тюрьмы разрушим,
Оковы родимой страны,
И факелы злобы затушим
Дыханием мирным весны.
Припев:
Весеннее солнце сияет.
Ждёт пахаря поле давно,
Оружье из рук выпадает,
И падает в землю зерно.
Пусть тучи над нами нависли;
Пусть дикие вихри ревут;
Нам зёрна могучие мысли
Обильную жатву дадут.
Припев:
Сквозь бурю, грозу, непогоду,
Подставив открытую грудь,
Идём мы за свет и свободу,
За мирный и радостный труд.
Развейся, свободное знамя,
Свободное знамя труда!
Могучее доблести пламя
Не гасни в сердцах никогда!
Припев:
Песня эта была популярна среди духоборов-свободников (в Канаде) и членов толстовской коммуны "Жизнь и труд" (в СССР). — См. историю, связанную с этой песней).

* * *

В разделе, посвященном духоборам, появились воспоминания о гонениях 1890-х годов: Зибаров Н. С. «О сожжении оружия духоборами». Поздняков В. Н. «Рассказ духоборца Васи Позднякова», напечатанные в Лондоне, в издательстве В. Г. Черткова «Свободное слово».
В 1895 году, решив навсегда покончить с военной службой и использованием оружия в какой бы то ни было форме, духоборы публично сожгли все оружие, которое к тому моменту еще оставалось в их деревнях. Представителям власти донесли, что сектанты решили учинить бунт. На них были натравлены отряды казаков, которые устроили чудовищные репрессии. Об этом много писали разные авторы, а здесь представлены воспоминания самих участников происшедшего. Описания избиений, грабежа, изнасилований, устроенных с одобрения властей, вполне напоминают гонения в нацистской Германии на евреев, поставленных вне закона.
Неплохо еще перечитать давно уже имеющуюся в библиотеке небольшую, но запоминающуюся публикацию «Вопросы Л.Н.Толстого духобору», то есть В.Н.Позднякову, автору воспоминаний.

* * *

Подготовлен очередной, 38-й (май) номер газеты «Альтернативщик» ― для тех, кто проходит альтернативную службу вместо обычной военной. Состав номера: «Манифест межрегионального профсоюза альтернативнослужащих» и «Типовое положение о первичной профсоюзной организации», вопросы и ответы по трудовому праву, сообщения об альтенативщиках из Казани, Вологды, Набережных Челнах и др., зарубежные новости о положении с альтернативной службой и преследовании отказников в Азербайджане и Казахстане. В качестве статьи по истории пацифизма дана публикация «Русские молокане в Америке», составленная из двух статей Э.Л.Нитобурга на эту тему, см. раздел, посвященный молоканам. Кстати, в предыдущем номере была помещена статья о русских духоборах в Канаде.
Исповедуя принцип "не убий" и считая себя "гражданами небесной империи", молокане отвергали солдатчину и войну, а поэтому избегали принятия американского гражданства. Когда весной 1917 г. США вступили в войну, молокане отказывались регистрироваться в солдаты. В одной из молоканских колоний 34 человека попали за это в тюрьму, и когда они выходили из здания суда, то вся колония встречала их, стоя на коленях, пением духовного гимна. И в ряде других мест немало молодых молокан попадали в тюрьмы за отказ идти в армию. Некоторые из них объявляли там голодовку, а в форте Рили двое в результате голодовки умерли. Правда, еще до конца войны молоканам удалось добиться в Вашингтоне освобождения от призыва в армию. Только немногие молокане подписались в годы войны на Заем свободы, но на Красный Крест по 5—10 долл. пожертвовала почти каждая семья. (…)
Начавшаяся осенью 1939 г. в Европе война вначале не очень встревожила молокан в Америке. Но когда после молниеносного разгрома гитлеровским вермахтом Франции федеральный конгресс в сентябре 1940 г. принял закон о регистрации мужчин-американцев в возрасте от 18 до 45 лет для набора в вооруженные силы США, лидеры общины спохватились и решили добиться от президента Ф.Рузвельта освобождения молокан от военной службы, как это сделал в 1917 г. президент В.Вильсон. В состав направленной с этой целью в Вашингтон делегации в качестве переводчика входил будущий автор книги "Молокане в Америке" Джон Бероков. Но на этот раз подобного же президентского решения добиться не удалось, некоторое число молокан сражалось на фронтах второй мировой войны, но большая часть призванных служила в Медицинском корпусе. Почти ста молоканам военная служба была заменена пятилетним сроком работы на лесозаготовках и в сельском хозяйстве, в так называемых лагерях Гражданской общественной службы. 22 активных "отказника" от военной службы отсидели от одного до трех лет в тюрьмах. В то же время калифорнийские молокане организовали сбор средств и отправку медикаментов и одежды для гражданского населения СССР.

* * *

Раздел французского медика и участника антивоенного движения Шарля Рише (1850-1935) пополнен статьей «Химера ли уничтожение войны?»
Произнести слово „химера" не так трудно, но мы бы желали предварительно знать, в чем собственно граница между химерой и действительностью. Нам кажется, что в общем химера ― вопрос времени. Собственно, то, что вчера было химерой, становится сегодня действительностью; невозможное для сегодняшнего дня осуществится завтра. Что уничтожение войны возможно, что оно не химера, доказывается еще тем, что люди могут жить в мире в продолжение долгих годов, обходясь вполне без нее. Наша химера о мире сводится к тому, что мы мечтаем продлить, насколько это возможно, промежутки, отделяющие одну войну от другой, т. е. продолжить то состояние, в котором мы находимся вот уже почти 30 лет.

* * *

Раздел английского философа и общественного деятеля Бертрана Рассела (1872-1970) пополнен фрагментами из двух брошюр: «Воздействие науки на общество» (1951) и «Здравый смысл и ядерная война» (1959). Целиком размещать их в библиотеке не имеет смысла, так как в первой из них доказывается вред ядерного оружия, а во второй ведутся такие общие рассуждения, которые не относятся к теме нашей библиотеки. Выбранные же фрагменты весьма интересны; в качестве примера:

«Воздействие науки на общество»:
Собственные вооруженные силы у данной нации существуют, как это она утверждает, для предотвращения агрессии со стороны других наций, тогда как вооруженные силы других наций существуют, как думают многие люди, с целью развязывания агрессии. Если вы скажете что-нибудь против вооруженных сил вашей родной страны, вы будете предателем, желающим видеть свою родную землю под пятой жестокого завоевателя. Если, с другой стороны, вы защищаете государство, являющееся потенциальным врагом, рассматривая его вооруженные силы как необходимые для обеспечения его безопасности, то вы клевещете на свою страну, в чьей неизменной преданности делу мира могут усомниться только злопыхатели. Я слышал, как все это было сказано в 1936 году в отношении Германии вполне добродетельной немкой в ее панегирике Гитлеру, которого она считала единственной гарантией мира во всем мире. (…)
Очень часто элементы ненависти занимают доминирующее положение в фанатичной доктрине. Люди, которые говорят вам, что они любят пролетариат, в действительности только ненавидят богатых. Некоторые люди, убежденные в необходимости любить своего соседа, как самого себя, полагают, что они поступают правильно, питая ненависть к тем, кто не делает этого. А так как таких людей огромное большинство, то их кредо не может заметно увеличивать любовь к ближнему.

«Здравый смысл и ядерная война»:
Довольно странно, что считается добродетелью подчеркивать заслуги своей нации. Что бы вы подумали о человеке, провозгласившем: «В моральном и интеллектуальном отношении я выше всех других людей, и ввиду этого превосходства я имею право пренебрегать всеми интересами, за исключением моих собственных»? Без сомнения, имеется много людей, которые чувствуют так же, но, если они будут провозглашать свои чувства слишком открыто или поступать согласно им слишком явно, они подвергнутся осуждению. Однако когда ряд подобных лиц, составляющих население какого-нибудь района, коллективно провозглашает это о самих себе, их считают благородными, замечательными и остроумными. Они воздвигают памятники друг другу и учат школьников восхищаться наиболее бесстыдными защитниками национального самомнения.(…)
Существует опасность, что, если перестанут делать упор на войны, преподавание перестанет быть занимательным, но этой опасности можно полностью избежать, если уделять особое внимание борьбе с трудностями и опасностями, помимо военных.
Можно сказать, что в постепенном движении человека к мудрости имеются три большие области, в которых происходит борьба. Существует борьба с природой, борьба людей друг с другом и борьба человека с самим собой. Каждая из них имеет свою собственную историю и свое значение.
(…)История постепенного покорения природы человеком интересна сама по себе, и такой она и воспринимается молодежью, за исключением тех случаев, когда ее преподают в школах. Она могла бы быть также интересной и в школе, если бы имелись подходящие преподаватели и соответствующие методы. Любовь к приключениям, которая до сих пор слишком часто служила побудительным мотивом к войне, может найти многократный выход в области познания природы.
Второй вид конфликта, именно людей с людьми, когда происходят вооруженные столкновения, является тем предметом, которому мы уделили особое внимание в этой книге. Это конфликт такого рода, что по здравому размышлению он должен быть устранен, если человеку суждено прогрессировать. (…) Одна из задач образования состоит в том, чтобы запечатлеть в умах молодежи выгоды цивилизованного образа жизни и ту ненужную опасность, которой этот образ жизни подвергается со стороны сохранившихся устаревших идеалов, соперничающих друг с другом.
Для подавляющего большинства людей, помимо конфликтов внешних, существует внутренний конфликт между различными несовместимыми импульсами и желаниями. Для борьбы с этими конфликтами предназначаются теории морали, и в известной степени они достигают успеха. Но я думаю, что изменения в условиях жизни человека делают по временам необходимыми изменения в морали. Одно из таких изменений, которое особенно необходимо в настоящее время, состоит в том, что каждый должен научиться смотреть на других людей как на возможных сотрудников, а не вероятных противников. Но это слишком большая тема, и ее рассмотрение уведет нас слишком далеко от нашей главной темы. То, в чем больше всего нуждается мир как в области образования, так и в других аспектах человеческой жизни, — это в надежде вместо страха, а также в понимании того, какой великолепной вещью может быть жизнь, если человечество, как единая семья, позволит себе реализовать лучшие возможности жизни.


Подписаться на этот обзор новостей Библиотеки можно, отправив Заявку по адресу: antimilitary@yandex.ru .

Tags: критика милитаризма, лирико, не пропаганда, память, публицистика
Subscribe

  • Толстовский альманах № 6

    «Толстовский Альманах». № 6, Июнь 2016 г. (196 стр., PDF) В этом номере в разделе "Социальные вопросы" публикуется высоко ценимое Л. Н. Толстым…

  • Толстовский альманах № 5

    «Толстовский Альманах». № 5, Май 2016 г. (196 стр., PDF) В майский выпуск Альманаха включены статьи, выражающие отношение наших авторов к…

  • Толстовский Альманах № 4

    «Толстовский Альманах». № 4, Апрель 2016 г. (196 стр., PDF) Ряд материалов апрельского номера Альманаха посвящен началу весеннего призыва в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments