vitaly_adam (vitaly_adam) wrote in pacificum,
vitaly_adam
vitaly_adam
pacificum

Categories:

Памяти Нельсона Манделы

Памяти Нельсона Манделы
(из моей переписки)

23.12.13 кому: мне

Виктор Топаллер, "Такое горе..."
специально для "Нашей Канады"
http://nasha-canada.livejournal.com/1372344.html?thread=8109752

По поводу присланной статьи о Н.Манделе.

Жизнь Манделы довольно четко делится на две части: до конца 80-х и после. Всё, что пишет автор о покойном: что он был глава террористической группы, черный расист, убивающий белых и заслуженно получивший за это Ленинскую премию — всё это верно, если относить это к годам 50-началу 80-х. И о том, что отказавшись работать в тюрьме, Манделе разрешили заочно закончить Лондонский университет, я не знал — значит, действительно, режим апартеида был не таким абсолютным злом, как его у нас изображали.
Но автор не знает, или не желает знать, о второй половине жизни Манделы. Апартеид пал, и благодаря не террористам из АНК, а совсем другим людям (в первую очередь, Десмонду Туту) и другим, в основном ненасильственным, методам. Мандела, выйдя из тюрьмы сильно переменился: он организовывал примирение между черными и белыми, начав с себя — с примирения со своими бывшими тюремщиками; выступал против мести белым, гасил насколько мог, такие эксцессы; когда собирались данные о преступлениях
белых расистов, настоял на том, чтобы были и записаны и преступления черных против белых. Видимо, в последние годы тема насилия-ненасилия его стала интересовать и в теоретическом, более широком плане — например, я видел исследование о насилии в семье: по отношению к детям, между супругами и т.п. — с предисловием Манделы – тема весьма далекая от апартеида.
Можно ли его ставить в один ряд с М.Л.Кингом — наверное, нет, но и изображать так, как это делает автор статьи, тоже нельзя.
Предлагаю почитать у меня: Хендерсон М. «Прощение: разрывая оковы ненависти». М., 2002, ГЛАВА 4. За радугой: взгляд с мыса Доброй Надежды
http://antimilitary.narod.ru/antology/sborniki/2002_forgivenes/forgiveness_4.htm



(С 3 сентября 1998 по 14 июня 1999 — генеральный секретарь Движения неприсоединения.
В январе 2007 года Мандела принял участие в международной конференции в Нью-Дели, где праздновалось столетие со дня привнесения идей Ганди о ненасилии в Южную Африку)[31].
— Википедия.)



24.12.13 кому: мне

НВ: может, тебе покажется интересным ещё один взгляд на Н.Манделу и на его деятельность.

-------- Пересылаемое сообщение --------

ЖГ: Конечно, Мандела был разным в разные годы. И ключевым для понимания мнения Топаллера являются обзывание Манделой Израиля "семитским образованием", поддержка палестинского народа и дружба с Ясиром Арафатом. И как резюме — звание "антисемит". Вообще, евреи очень болезненно относятся к любым проявлениям неуважения к ним, так что поймать клеймо "антисемита" очень легко. И всегда они забывают, как создавали государство Израиль. И кем (по нынешним и тогдашним меркам) были отцы-основатели Израиля. По меркам же израильтян они не террористы, а борцы за независимость. Впрочем, путь к независимости не может быть без борьбы и жертв. Через это прошли давно или недавно все народы мира. А некоторые и еще борятся. И у всех были свои герои-борцы-террористы (боевики, федаины, партизаны, и т.п.). Вот и за становление Израиль боролись боевики подпольных организаций "Хагана", "ЭЦЕЛЬ" и "ЛЕХИ". Так что у всех рыльце в пушку. Поэтому надо быть объективнее и терпимее к другим.
Манделе простили все, о чем вспоминал Топаллер. Может и не стоило, но апартеид был таким страшным примером для белых гуманистов, что они пошли на это. Тем более, что Мандела, как личность, все-таки великий человек.
Что же касается состояния ЮАР, то будучи там, хотя и недолго, я ощутил несколько вызывающее отношение некоторых черных к редким белым. Хотя там есть своя (черная) буржуазия, которая и эксплуатирует свой народ (черный). И создалось впечатление, что работает все то, что построили и оставили проклятые колонизаторы.
Ну и про преступность все верно. Это была первая страна, где меня в гостиннице и на улице предупреждали (черные), чтобы я был бдительнее с фотоаппаратурой, т.к. могут ограбить прямо на главной улице. Обошлось.



25.12.13

Практически со всем, что пишет … о положении в ЮАР, я согласен, как и с теми строками из первоначальной статьи, где утверждается то же самое. Только я бы разделил все эти претензии на две части.
Первое — это то, что никак, ни прямо, ни косвенно, не зависело от борьбы с апартеидом. Нищета черных, неграмотность, СПИД и т.п. всё это было и раньше и сейчас осталось на том же месте. Мандела не решил этих проблем, но он их и не создал. Неудивительно, что борьба с расизмом белых решила только эту проблему, а не вообще все проблемы, которые были в ЮАР.
Ко второй группе относится то, что порождено самой борьбой с апартеидом.
В стране чувствуется ненависть черных к белым, и первую половину своей жизни Мандела ее разжигал, а вторую — гасил, насколько мог, и ТОЛЬКО этим аспектом он для меня (и для моей библиотеки) и интересен.
О воровстве: из письма не совсем ясно, так сильно воруют только у белых (то есть из ненависти к белым) или все у всех (от нищеты)? Возросла ли преступность за годы свободы?
То, что на место белых эксплуататоров пришли черные, и очень успешно пользуются той системой эксплуатации, которую создали "проклятые колонизаторы", можно было ожидать. Опять же, была борьба с расизмом, а не с капитализмом. Кстати, пишут, что по этой причине при Сталине Третий Интернационал перестал поддерживать национально-освободительные движения. И это же было второй из причин, по которым Толстой не сочувствовал патриотизму малых, угнетенных народностей (первой причиной было использование насильственных, террористических методов). Как ни странно звучит, в этом вопросе мнения Л.Н.Толстого и И.В.Сталина совпадали.
По поводу сочувствия Арафату, а не Израилю. Ход мысли автора статьи мне стал понятен, но для меня неприемлем. Не потому, что я сочувствую арабам — я не сочувствую ни тем, ни другим в их вооруженной борьбе, а уж тем менее тем, кто стоят за спинами тех и других, провоцируя их продолжать в том же духе — просто мне кажется, что выводить заключение о том, был ли человек черным расистом и террористом из его сочувствия той или иной стороне арабо-израильского конфликта или не был — нелогично, неадекватно. Да и подробностей их отношений с Арафатом я не знаю.

Еще предлагаю по теме прочитать краткую биографию Десмонда Туту: http://n-t.ru/nl/mr/tutu.htm



7 февр. (2 дн. назад)

Еще немного про Н.Манделу.

Недавно появилась статья Ю. Латыниной про ЮАР: "Из первого мира в третий"
http://www.ej.ru/?a=note&id=23934
Содержание статьи уже понятно из ее названия.
= Если коротко сформулировать, то наследие Манделы заключается в следующем. К началу 1990-х ЮАР была страной первого мира — для белых. На нее приходилось 40% ВВП всех африканских стран южнее Сахары. 500 тыс. англичан эмигрировали в ЮАР, спасаясь от лейбористов. Под управлением Манделы и его преемников ЮАР превратилась в страну третьего мира — для всех."
И дальше подробности, как хорошо шла экономика при белых и как плохо сейчас.
Особое впечатление у меня вызвала фраза про "500 тыс. англичан эмигрировали в ЮАР, спасаясь от лейбористов." У нас тоже есть масса спасающихся от МВД, от налоговой, ото всех с кем не поделились — спасаются, кто где может, некоторые даже до необитаемых островов Камбоджи добрались.
Попутно возникает вопрос: может ли отвечать за все перемены человек, который более двадцати лет назад участвовал в освободительном движении, но потом был закрыт на необитаемом острове, и ни на что влиять уже не мог? Его освободили силы, действующие не только без его руководства, но и совсем другими методами.
Общее направление статьи понятно, но тем интереснее читать ту небольшую часть, которая посвящена лично Манделе и имеет явно противоположное направление.
= Начнем с того, что Нельсон Мандела — коммунист, марксист и террорист, которого в юности вдохновляли Сталин, Мао Цзэдун и Че Гевара и который просил деньги и оружие для своей террористической организации «Умконто ве Сизве» от маоистского Китая. «Умконто ве Сизве» объявила о своем существовании 16 декабря 1961 года, устроив 57 (пятьдесят семь) взрывов. Будучи пойман, Мандела не стал отпираться и использовал процесс для пропаганды собственных взглядов, заявив, что он является «символом справедливости в суде угнетателей». В этом смысле Мандела был последним из великих террористов XIX века, которые не отпирались на суде от собственных взглядов и не заявляли, как сейчас исламисты, что это проклятые неверные взорвали себя сами, чтобы
скомпрометировать мирный ислам. Он был также последним из великих террористов, которые хотя бы теоретически пытались ограничить жертвы среди гражданского населения.
= В 1994-м Мандела с триумфом победил на выборах. К этому времени уже можно было составить себе представление о том, что такое лидер колониальной Африки, и можно было опасаться, что поклонник Кастро и Мао Цзэдуна, просидевший 18 лет в тюрьме, превзойдет в кровавой жестокости Иди Амина и Патриса Лумумбу. К чести Нельсона Манделы, этого не произошло. Он сделал все, чтобы черные не вырезали белых.
= В 1999 году Мандела уходит из власти, и это еще один поразительный поступок, особенно для лидера черной Африки, которых всегда выносили вперед ногами, под звуки артиллерийской канонады.
Отсюда напрашиваются два вывода: Либо не изо всех коммунистов получаются тираны;
либо Мандела был в свое время террористом-маоистом, но уже давно перестал им быть, переродился. Лично я придерживаюсь второго вывода, о чем уже писал, а Латынина, кажется, не делает никакого.

С уважением, Виталий.
Tags: не пропаганда, ненасилие в действии, память, публицистика, репост
Subscribe

  • Толстовский альманах № 6

    «Толстовский Альманах». № 6, Июнь 2016 г. (196 стр., PDF) В этом номере в разделе "Социальные вопросы" публикуется высоко ценимое Л. Н. Толстым…

  • Толстовский альманах № 5

    «Толстовский Альманах». № 5, Май 2016 г. (196 стр., PDF) В майский выпуск Альманаха включены статьи, выражающие отношение наших авторов к…

  • Толстовский Альманах № 4

    «Толстовский Альманах». № 4, Апрель 2016 г. (196 стр., PDF) Ряд материалов апрельского номера Альманаха посвящен началу весеннего призыва в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments