vitaly_adam (vitaly_adam) wrote in pacificum,
vitaly_adam
vitaly_adam
pacificum

Categories:

Адаменко В.В. Невеселые размышления о 9 мая

НЕВЕСЕЛЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О 9 МАЯ
(из переписки с Одессой)

НВ: Поздравляю всех с праздником нашего детства Днём Победы - праздником, выстраданным нашими родителями. Желаю сохранения мира, который они завоевали для нас тяжелой ценой. Пусть всегда будет солнце!
Я: Спасибо. Спасибо. И Вам и всем мирного неба.
Иногда мне кажется, что наш простой народ празднует день окончания войны, а правительство - день победы (одних над другими), что не совсем одно и то же.
Но у Вас-то еще хуже: пол-страны празднует то, что другая половина считает днем траура. "Царство, разделившееся в себе, не устроит".

Две традиционных песни, которые любил и сам пел мой дедушка:
Тёмная ночь: http://www.youtube.com/watch?v=sDGLFLKa5o4&feature=kp
Чёрный ворон: http://www.youtube.com/watch?v=pJul4bPZjvY
Чего-то более официального, бодрого и наступательного он точно не пел.

Не помню, писал ли я что-нибудь об этом фильме, но сейчас предлагаю посмотреть: "Дорогой друг Гитлер" (Gandhi to Hitler (2011) 1 ч 48 м) http://my.mail.ru/mail/slavik0073/video/267/647.html
Конечно, Гитлер в индийском исполнении несколько странен, но это точно не музыкальная комедия, как у них водится, а вполне серьезный фильм. Если заинтересуют эти два письма, на которых строится сюжет, то:
http://sedlev.wordpress.com/2010/01/09/pisma-berlinskomu-drugu/

С наилучшими пожеланиями, Виталий.




ГМ: Спасибо. Правда, [и] для меня предпочтительнее название День окончания войны.
НВ: А почему так стеснительно? Надо называть вещи своими именами: именно День Победы, и только так. Для других стран - да, это день окончания войны. А для нас - ПОБЕДА!




Я: Специально смотрел вчера новости по тв. За последнее время Украина от нас отдалилась, а Израиль приблизился. Там 9 мая отмечается с размахом по-советски, потому что основу составляют бывшие советские граждане. Только там старики выглядят получше, чем у нас. В Словакии, видимо, празднуют так же. К сожалению, показывали слишком короткие сюжеты. Во Франции и США (в Нью-Йорке) отмечают скорее день окончания войны. В Лондоне была торжественная встреча: на набережную пришли английские ветераны, к ним в гости приехали российские, подарили ихним медали, выступал какой-то лорд, сказал в частности, что победили фашистов в первую очередь русские, а мы, союзники, помогали им как могли и пр. Дальше про СНГ - не буду пересказывать.
Англия не зря гордится своим участием в войне - ну, с той точки зрения, с которой Вы смотрите: несмотря на "Мюнхенский сговор" и ряд других сомнительных и просто преступных вещей, они с 1939 и по 1945 воевали с Гитлером, не занимаясь коллаборационизмом, и определенное время в одиночку. А то что у них было мало сил - не их вина. И еще в Европе есть десяток стран, которые не могут ни гордиться, ни стыдиться - они были слишком малочисленны, чтобы что-то значить.
Дания, кстати, может гордиться другим – спасением евреев. В Израиле не отдельные датчане, а вся Дания целиком признана Праведником мира, просто как единое существо. По тем же причинам может гордиться собой и герцог Лихтенштейна.
Швейцария и Швеция могут гордиться тем, что так и остались нейтральными островками среди всего пожара. Настолько, насколько вообще то или иное участие в войне зависело от воли правителей, а не от географического положения и пр.
Наверное, и Франко гордился - тем, что он перехитрил всех: Гитлер помог ему взойти на верх, а он так и не стал участвовать в этой войне. [Про Франко это я, конечно, с сарказмом.
Еще Тито - гордился тем, что, по крайней мере по его мнению, территории, впоследствии составившие Югославию, он освободил без помощи Сталина. Поэтому хотя и строил социализм, но вел себя весьма вольно. Вместе с Неру они стали основателями Движения неприсоединившихся стран - ни к НАТО, ни к Варшавскому блоку.]

Вернусь к своей семье и поясню, если кому интересно. С маминой стороны бабушка и дедушка происходят из самарских деревень, с папиной стороны - из Воронежа. Бабушка - точно русская, а дедушка тоже считался русским, хотя украинская фамилия откуда-то да взялась. В Третьем Рейхе тех, кто имел менее 25% еврейской крови, евреями не считали - вот и я считаюсь русским. Семья была вполне средне-советской, не было у нас в роду ни троцкистов, ни баптистов, ни бандеровцев, ни махновцев. И по нашему мнению семья получила от советской власти подарков и оплеух столько же, сколько и в среднем по стране.
До войны дедушка закончил с.-х. институт и был агрономом, потом при сахарном заводе. Ему предлагали стать интендантом, но он решил пойти вперед и служил при зенитке. Потом ранило, потом в 1943 так ранило, что он почти до конца войны был в госпиталях, а домой пришел с потертым вещмешком и двумя костылями. Но пришел, ему повезло, он не попал в мясорубку для своих же инвалидов: http://irwi99.livejournal.com/831709.html Более того, он дожил до 80 лет.
Конечно, как и все, радовался 9 мая 1945 - окончанию войны, смерти, возвращению домой. Думал ли он тогда о славе русского оружия, распространении социализма на запад, присоединении исконно русской Калининградской области и пр. - я не знаю.
Бабушка попала под оккупацию как раз у вас в Одессе, и что-то мне рассказывала в детстве про приезд румынской королевы. Не знаю, я не сверял с книгами по истории. Через короткое время мужу ее сестры удалось какими-то проселочными дорогами вывести их из зоны оккупации.
[Воронеж был разбит, как вспоминала бабушка, русскими же войсками, - для того чтобы выбить оттуда немцев. Возвращаться было некуда, а в нашем городе мужу сестры моего дедушки дали квартиру - как инженеру завода, эвакуированного сюда, в тыл. Так мои предки по папиной линии и оказались здесь.
После войны бабушка устроилась работать кассиром в одном госучреждении. К ним в бухгалтерию часто заходил один из участников войны, дошедший до самого Берлина. Просто так, чтобы похвастаться перед женщинами, он постоянно и с подробностями рассказывал, как он чувствовал себя в Германии победителем: одну молодую немку заставлял мыть ему ноги, потом пить эту воду. Работавших в бухгалтерии точно таких же молодых женщин, только русских, тошнило от таких рассказов, но ничего возразить ему они не смели. Поэтому он снова приходил и снова рассказывал о том же. Полагаю, он рассказывал еще и про обычные "подвиги" на войне, но моей бабушке запомнилось только это.]
А ее брат воевал, остался после войны служить в Германии, потом привез оттуда, опять же, в Одессу, не только семью, но и очень большое повышение по службе и едва ли не вагон всяких ценностей, добытых там "сравнительно честным путем", как говорил Остап Бендер. В общем, их положение стало таково, что они стали смотреть на всех остальных родственников как на нищую шантропу. Несмотря на то, что мой дедушка потом пошел в гору по партийной линии, несмотря на то, что бабушка все что-то лебезила перед ними в письмах и по телефону. Произошло классовое расслоение - в том СССР, в котором по словам его апологетов этого в принципе быть не могло. Так что у меня есть в Одессе родные, которые нас знать не хотят, да и я их столько же.

(Можно и дальше вспоминать разные эпизоды, если кому интересно, но что-то при этом в голове начинает звучать - нет, не марш РОА - а "Чёрный ворон". И хочется посмотреть на Махатму Ганди.)

Вчера были гости: моя двоюродная сестра с мужем и сыном. Муж русский, родился в Казани, токарь. Она - учительница. Первый тост ее муж произнес за то, чтобы у нас не было так, как сейчас на Украине, второй - за хозяев дома. А я ничего не говорил, молча пил ... сок.
Еще мы до этого часа два с мамой вспоминали, кто как из наших предков отмечал этот день и кто что пел. И даже искали эти песни в интернете. Всё именно так, как я и написал, без маршей. Радовалась только "молодежь": папа, мама, ее брат, его двоюродные брат и сестра и все остальные, кто родился уже после войны. Радовались они тому, что все вместе, давно не виделись, сидят за столом, вместе со всей страной и т.п. и т.д. - то есть, как видите, радовались, но внутренние причины их радости совсем иные, точно такие же как на 1 мая, 1 января, 8 марта и все остальные общие праздники.

Еще она вспомнила, что ее отец был взят из деревни на войну, но сначала в Самару, где в военкомате оказалось, что ему на год меньше, чем нужно, и он здесь попал в училище, а не на фронт. Там из них ускоренно сделали токарей, кем он и проработал до конца жизни, верно служа не столько государству, сколько делу, к которому его определила жизнь, и в котором он стал настоящим профессионалом. На 9 мая, за праздничным столом, он вместе с братом и мужем сестры, которые оба воевали, начинали петь те народные причитания, которыми их провожали из деревни на фронт, на смерть, - и капали слезы.
Когда я встречаю у Толстого размышления о том, что в простом народе, у крестьян, нет патриотизма, что он появляется только там, где идеология города вторгается в деревню, потому что людям просто, без искусственной накачки, патриотизм несвойственен, я думаю, что это очень похоже на правду. Мои предки в конце 30-х были ненамного более патриотичны, чем современники Толстого, и это небольшое изменение произошло исключительно за счет заезжих лекторов-агитаторов и черных тарелок радио, развешанных на каждом столбе.
Я читал, что и среди французских крестьян в то время были такие же взгляды. Одни видят в этом тупость крестьян, а другие - святость, точнее влияние христианства.

Состояние советской невинности базировалось на неведении. Чтобы вернуться в советское представление о жизни, нужно перестать знать те вещи, которые мы знаем. Те факты, цифры, события, о которых нам поведали уже не зарубежные "голоса" и заокеанские советологи-политологи, а первые лица нашего нынешнего государства: президент, премьер, патриарх; написали писатели, ставшие классиками и включенные нынешней же властью в школьную программу; показанные в фильмах по официальнейшему каналу нашего гос. тв. Вот одно: Гитлер уничтожил 27 млн. россиян; Ленин и Сталин - 60 млн. россиян. Эти цифры не подлежат пересмотру, так как их озвучил сам нынешний глава нашего государства, правда, в разные дни. Они подлежат только осмыслению.
Мало того, нужно чтобы в семье не передавалась и устная, неписанная, частная история, чтобы стало страшно и говорить, и слушать. В общем, для возвращения в "советскую невинность" нужно не только "правильное воспитание", но и такая "зачистка" всего, провести которую наше правительство вряд ли решится. Или уж наоборот, нужно растить тех, кто ничем не интересуется, никуда не лезет, и если ему скажут по тв, что 2 * 2 = 3.14, то значит оно так и есть, потому что начальству виднее.
Когда Лимонов пишет, что "У нас была великая эпоха", то я не знаю, что сказать. Когда бывшие представители советской элиты говорят, что "у нас была великая эпоха" - верю. У них, действительно, была. А у всех остальных была просто жизнь. Товарищам нужны великие потрясения, господам нужна великая Россия, а нам нужна просто жизнь, просто мир.

Так что 9 мая для нас - это день окончания войны.




НВ: 9 мая - это совсем другой праздник, жаль, что ты этого не чувствуешь. Возможно, потому, что ты - внук, а не сын, и у тебя не было такой близости с дедом, как у меня с отцом, мамой, бабушкой, тётей и дядей, которая бы сделала тебя сопричастным всему, что ими было пережито и выстрадано.
Я: [Замечу, я писал как раз не о себе, а о поколении моих родителей.
Близость с дедушкой в детстве у меня была - но именно как маленького ребенка: орешки, игрушки, загадки. Именно он навсегда научил меня любить математику.]
Отношение моего папы было своеобразным.
В начале 60-х дедушка поддерживал Хрущова, вероятно, из-за интереса к сельскому хозяйству - а папа посмеивался над тем, что в газетах пишут ахинею. Дедушка уверенно отбивался цитатами из "Правды". Потом Хрущова сняли, и в газетах стали писать про него приблизительно то, что говорил мой папа, а газета по-прежнему называлась "Правдой", сменив все плюсы на минусы. Осознав это, дедушка как-то замолчал, и насовсем. Догадываюсь, что такую же метаморфозу он пережил и в 1953-54 годах. Дальше он молча читал "Малую землю", и все партийные брошюрки Брежнева, Устинова, Черненко, Горбачева и пр. - уже ни о чем вслух не высказываясь.
Дедушка как-то совсем не рассказывал в семье о том, что пережил на фронте, а мой папа наоборот, читал всяческую литературу о всех войнах, с подробностями, а потом пересказывал всем. Как-то даже это выходило за рамки. Но смотрел на все это со стороны. Когда ему исполнилось 18 лет, как выражалась бабушка, "произошла заворошка в Чехословакии", и появилась реальная возможность попасть на настоящие военные действия. Она пошла и достала справку о том, что у ее сына больное сердце - и мой папа нигде не служил. Не то чтобы справка была липовой, как все об этом говорили, нет, он действительно получил осложнение на сердце от ангины в детстве, да и умер в 42 года официально от сердца. Просто, если бы она не постаралась, в военкомате никто бы его проверять не стал, он и сам относился к своему здоровью безалаберно. И не было в этом особого политического протеста - просто эгоизм государства столкнулся с эгоизмом семьи и проиграл. Танки давили Прагу - без участия моего папы. Как и все остальные "заворошки".




Приложение 1: от Романа Черкасова.
У нас в Самаре есть известный в городе киноклуб "Ракурс" - неформатное, авторское кино, руководят три человека, один из них - Рома. Еще он преподает в университете филологию, кандидат. Марксист. Копирую с его страницы.
***
Вот поскольку сегодня все вспоминают о своих воевавших дедах, и если дед у тебя не воевал, ты как бы вообще не имеешь права высказываться, скажу и я о своем воевавшем деде. Мой воевавший дед был простым крестьянским мужиком, землю пахал, прям как дед нигилиста Базарова. Нрава он был сурового и резкого, а ума, говорят, трезвого и рассудительного. Воевал, среди прочего, на 2-м Украинском и демобилизовался в 45-м в звании старшего сержанта. Ни победой, ни своим участием в войне никогда не гордился – перед кем было гордиться? все поколение через войну прошло – тем более что в деревне 50-60-х других дел было по горло, кроме как гордиться. О войне если и вспоминал, то только с житейско-бытовой точки зрения (как кормили, какие командиры были). Война для него была еще одним эпизодом, еще одним неприятным опытом, наравне, например, с голодом в 30-е: послал бог испытание. Гимнастерку после войны носил не снимая, потому что одежды другой не было, и она быстро износилась в ничто. Медалями не бряцал – сперва они валялись где-то, потом дети с ними играли (в 50-е годы в деревне игрушек особо не было), потом их просто убрали куда-то и когда – уже в 80-е – они для чего-то понадобились, бабушка их еле нашла, и то не все – часть так и потерялась. Конечно, трудно предположить, как отреагировал бы мой дед, окажись он сейчас, в 2014-м, вдруг жив и столкнись со всей этой победоносной вакханалией, но, из того, что я о нем знаю, думаю, он обозвал бы всех участников вакханалии (...), плюнул и пошел по хозяйству дела делать.

Приложение 2: от Сергея Кривенко
Стихотворение известного советского поэта Бориса Слуцкого (1919-1986), родился в Славянске, воевал.

Сегодня я ничему не верю:
Глазам - не верю.
Ушам - не верю.
Пощупаю - тогда, пожалуй, поверю,
Если на ощупь - все без обмана.

Мне вспоминаются хмурые немцы,
Печальные пленные 45-го года,
Стоявшие - руки по швам - на допросе.
Я спрашиваю - они отвечают.

- Вы верите Гитлеру? - Нет, не верю.
- Вы верите Герингу? - Нет, не верю.
- Вы верите Геббельсу? - О, пропаганда!
- А мне вы верите? - Минута молчанья.
- Господин комиссар, я вам не верю.
Все пропаганда. Весь мир - пропаганда.

Если бы я превратился в ребенка,
Снова учился в начальной школе,
И мне бы сказали такое:
Волга впадает в Каспийское море!
Я бы, конечно, поверил. Но прежде
Нашел бы эту самую Волку,
Спустился бы вниз по течению к морю,
Умылся его водой мутноватой
И только тогда бы, пожалуй, поверил.

Лошади едят овес и сено!
Ложь! Зимой 33-го года
Я жил на тощей, как жердь, Украине.
Лошади ели сначала солому,
Потом - худые соломенные крыши,
Потом их гнали в Харьков на свалку.
Я лично видел своими глазами
Суровых, серьезных, почти что важных
Гнедых, караковых и буланых,
Молча, неспешно бродивших по свалке.
Они ходили, потом стояли,
А после падали и долго лежали,
Умирали лошади не сразу...
Лошади едят овес и сено!
Нет! Неверно! Ложь, пропаганда.
Все - пропаганда. Весь мир - пропаганда.

Tags: война, критика милитаризма, лирико, память, патриотизм, правда о войне
Subscribe

  • Толстовский альманах № 6

    «Толстовский Альманах». № 6, Июнь 2016 г. (196 стр., PDF) В этом номере в разделе "Социальные вопросы" публикуется высоко ценимое Л. Н. Толстым…

  • Толстовский альманах № 5

    «Толстовский Альманах». № 5, Май 2016 г. (196 стр., PDF) В майский выпуск Альманаха включены статьи, выражающие отношение наших авторов к…

  • Толстовский Альманах № 4

    «Толстовский Альманах». № 4, Апрель 2016 г. (196 стр., PDF) Ряд материалов апрельского номера Альманаха посвящен началу весеннего призыва в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments