?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Грег Дик. На земле мир.
Гл. 7. Война, мир и непротивление в истории церкви


Ранняя Церковь

История не молчит относительно того, что претерпевала Церковь Христова после Апостольских писаний. Как религиозные, так и светские историки записали достаточно свидетельств, так что мы может уразуметь, что по своей природе Церковь была непротивленческой и противилась войне и борьбе. Все Апостолы, кроме Иоанна, умерли насильственной смертью от рук гонителей. Нерон, Римский император, развязал гонение, которое привело к рассеянию ранней Церкви, когда он назвал Христианство уголовным преступлением в 64 г. По Р.Х. и позже осадил и разрушил Иерусалим. Является важным то, что историки единодушны в том, что претерпевая такие гонения Христиане не обращались к отмщению. Возьмем к примеру свидетельство Филиппа Шаффа, в котором говорится о первом столетии ранней Церкви. “Их принципом являлось слушаться Бога более нежели людей. Ради этого принципа, ради своей верности Царю царей, они всегда были готовы претерпеть тюремное заключение, оскорбления и смерть, но никогда не обращались к плотскому оружию, и не поднимали бунта или восстания”.

В своем классическом исследовании “Отношение ранних Христиан к войне” Джон Кадо пишет: “Не существовало ни одного солдата среди Христиан с 50 по 170 года по Р.Х. … Многие солдаты, по свидетельству Тертуллиана, который писал около 200 г. по Р.Х., оставили армию после своего обращения. Тертуллиан, Ипполит, Ориген, Цельсус и Киприан свидетельствуют о силе Христианского убеждения против военной службы”. После 170 г. по Р.Х., очевидно, были некоторые так называемые “христиане”, которые вступили в армию, но это является только свидетельством отступления. Мы знаем, что около этого времени произошло отпадение от истины во многих местах, в частности в Риме.

Одним из самых ранних Христианских сочинений после Библии является “Учение двенадцати Апостолов”, которое датируется 85 г. по Р.Х. В нем говорится: “Путь жизни на самом деле таков: полюби, во-первых, Бога, создавшего тебя, а во-вторых, своего ближнего, как самого себя, и не делай другому всего того, чего бы ты не захотел, чтобы случилось с тобой. … Вы же любите ненавидящих вас и не будет у вас врага. … если кто тебя ударит по правой щеке, поверни к нему и другую, и будешь совершенен, … если кто у тебя возьмёт твоё, не требуй назад, хотя бы ты и мог это сделать. … Не будь гневливым, потому что гнев ведёт к убийству, ни ревнивым, ни сварливым, ни вспыльчивым: так как из всего этого порождаются убийства. … Будь же кротким, потому что кроткие наследуют землю. Будь долготерпеливым и милостивым, и незлобивым, и тихим, и добрым.”.

Игнатий, писал в своем “Послании Ефесянам” в 110 г. по Р.Х.: “Не стремитесь мстить за себя тем, кто обидел вас. Подражайте Господу, Который, когда он был злословим, не злословил в ответ, когда Он был распинаем, он не отвечал, когда Он страдал, он не угрожал, но молился за Своих врагов”. Игнатий умер мученической смертью.

Поликарп писал в своем “Послании Филиппийцам” около 120 г. по Р.Х.: “Слушайтесь заповедей Господних, не воздавайте злом за зло, или злословием за злословие, или ударом за удар, или проклятием на проклятие”.

Иустин Мученик, написал около 153 г. по Р.Х. в своем “Диалоге”: “Мы, которые раньше были исполнены войны и взаимного смертоубийства и всякого нечестия, … переменили свои воинствующие орудия на плуги, и свои копья на земледельческие орудия”.

Афинагор, написал в своем “Призыве к Христианам” около 180 г. по Р.Х.: “Мы были научены не только не воздавать ударом за удар, не только не судиться с теми, кто похитил у нас и ограбил нас, но тем, кто ударил нас по одной щеке, также подставлять другую, и тем, кто забрал у нас верхнюю одежду, отдавать и нижнюю”.

Также просвещает и тот факт, что Цельсий около 178 г. по Р.Х., будучи языческим оппонентом Христианства, укоряет Христиан в том, что они против Рима, не патриотичны, и не желают служить на военной службе у императора. Он выдвигал аргумент, что если все будут поступать, как поступают Христиане-непротивленцы, то империя разрушится. Это звучит почти как современные возражения против непротивления!
 

Так называемые Христиане начали ходить на войну

Тщательное исследование событий и писаний в период с 250 по 325 г. по Р.Х. показывает, что произошел упадок духовной жизни в некоторых общинах Церкви. Всякого рода злоупотребления и лжеучения начали прокрадываться, такие как крещение младенцев, мирские наряды, пороки пьянства и безнравственности, и участие в политике и военной службе. Сформировалась снисходительная и компромиссная церковь, которая стала называться Римской Католической церковью. Несомненно, истинные последователи Христа гораздо раньше вышли из этого сборища отступников и продолжали нести истинную веру. Влияние императора Константина внесло большой вклад в формирование экуменической церкви, когда он созвал большую группу епископов, пошедших на компромисс, на собор в Никее в 325 г. Константин проводил войну “во имя креста Христова”, заявляя, что имеет власть от Бога делать это. Около 350 г. по Р.Х. католический священник по имени Афанасий заявил: “Убийство не дозволяется, но убивать противника на войне является законным и достойным похвалы”. Августин, которого часто называют великим учителем в истории церкви, отличился тем, что положил основание для лжеучений: крещения младенцев, союза церкви с государством и участия в войне. Как современные протестанты, так и католики одинаково чувствуют себя обязанными таким людям, как Афанасий, Константин и Августин, за их оправдание войны и смешения церкви с государством. Истинные же Христиане обращаются к Библии в своем богословии.
 

На протяжении мрачного Средневековья

1200 лет с 325 по 1525 г. по Р.Х. известны как Мрачные Века или Средневековье. Когда мы читаем историю тех мрачных дней, она напоминает нам ужасную картину, прореченную в Откровении 17:1-6: “Подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. … Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей [мучеников] Иисусовых”. В течении этих годов на истинных Христиан охотились, преследовали и замучивали их во имя официальной государственной церкви. Однако, они сохраняли отделение Церкви от государства и Библейское непротивление. В добавление к вышеуказанным цитатам из писаний ранних авторов и Христиан существует множество документов, известных как церковные правила и порядки, которые ясно высказывались против служения в качестве судей или солдат. Один из таких правил гласит: “Если кто является солдатом среди верующих, и среди наставляемых … и судьею с мечом или главою префектов … пусть он оставит службу, или же да будет отвергнут. Ибо он презрел Бога своим помыслом, и оставил то, что от Духа, он возвеличил себя во плоти, и отнесся к вере с презрением”.

Тогда как верно, что официальная государственная церковь (Католическая) была вовлечена в мирские дела и грехи, все же существовали верные группы Христиан, которые были отмечены на протяжении истории. Среди этих групп были Донатисты, Новатиане, Катары, Павликане, Альбигойцы и Вальденсы.


Л.Н.Толстой. Закон насилия и закон любви. Гл. X

(...)
Так это было в первые четыре века христианства. При Константине же на знаменах римских легионов уже появился крест. А в четыреста шестнадцатом году был издан указ о том, чтобы не допускать в армию язычников. Все солдаты стали христианами, то есть все христиане за самыми малыми исключениями отреклись от Христа.

   С той поры в продолжение почти 15 веков та простая, несомненная и очевиднейшая истина о том, что исповедание христианства несовместимо с готовностью по воле других людей совершать всякого рода насилия и даже убийства, до такой степени скрыта от людей, до такой степени ослаблено истинно христианское религиозное чувство, что люди, поколения за поколениями, по имени исповедуя христианство, живут и умирают, разрешая убийства, участвуя в них, совершая их и пользуясь ими.

   Так проходят века. Как бы в насмешку над христианством совершаются крестовые походы, во имя христианства совершаются ужасающие злодейства, и те редкие люди, удержавшие основные начала христианства, не допускающие насилия: манихеи, монтанисты, катары и другие, вызывают в большинстве людей только презрение или гонение.

   Но истина, как огонь, прожигает понемногу все скрывавшие ее покровы и с начала прошлого века всё ярче и ярче начинает выступать перед людьми, волей неволей привлекая к себе внимание.
(...)

 

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
vaysburd
Oct. 25th, 2008 07:46 pm (UTC)
Есть один нюанс
Непротивление и ненасильственное противление - две большие разницы. Первое греховно, второе свято (если, разумеется, речь идет о противлении злу).
argent_smith
Oct. 26th, 2008 02:16 pm (UTC)
Re: Есть один нюанс
Формула обычно читается как "непротивление злу насилием", что есть симфонично Вам.
vaysburd
Oct. 26th, 2008 07:03 pm (UTC)
Re: Есть один нюанс
У Толстого там все не так просто... Его непротивление злу насилием ИМХО изрядно смахивает на непротивление злу вообще. Мне ближе Ганди. http://www.gandhi.ru/concept/concept_1.htm
( 3 comments — Leave a comment )