vitaly_adam (vitaly_adam) wrote in pacificum,
vitaly_adam
vitaly_adam
pacificum

Антология ненасилия: Грег Дик. На земле мир - Ранняя Церковь

Грег Дик. На земле мир.
Гл. 7. Война, мир и непротивление в истории церкви


Ранняя Церковь

История не молчит относительно того, что претерпевала Церковь Христова после Апостольских писаний. Как религиозные, так и светские историки записали достаточно свидетельств, так что мы может уразуметь, что по своей природе Церковь была непротивленческой и противилась войне и борьбе. Все Апостолы, кроме Иоанна, умерли насильственной смертью от рук гонителей. Нерон, Римский император, развязал гонение, которое привело к рассеянию ранней Церкви, когда он назвал Христианство уголовным преступлением в 64 г. По Р.Х. и позже осадил и разрушил Иерусалим. Является важным то, что историки единодушны в том, что претерпевая такие гонения Христиане не обращались к отмщению. Возьмем к примеру свидетельство Филиппа Шаффа, в котором говорится о первом столетии ранней Церкви. “Их принципом являлось слушаться Бога более нежели людей. Ради этого принципа, ради своей верности Царю царей, они всегда были готовы претерпеть тюремное заключение, оскорбления и смерть, но никогда не обращались к плотскому оружию, и не поднимали бунта или восстания”.

В своем классическом исследовании “Отношение ранних Христиан к войне” Джон Кадо пишет: “Не существовало ни одного солдата среди Христиан с 50 по 170 года по Р.Х. … Многие солдаты, по свидетельству Тертуллиана, который писал около 200 г. по Р.Х., оставили армию после своего обращения. Тертуллиан, Ипполит, Ориген, Цельсус и Киприан свидетельствуют о силе Христианского убеждения против военной службы”. После 170 г. по Р.Х., очевидно, были некоторые так называемые “христиане”, которые вступили в армию, но это является только свидетельством отступления. Мы знаем, что около этого времени произошло отпадение от истины во многих местах, в частности в Риме.

Одним из самых ранних Христианских сочинений после Библии является “Учение двенадцати Апостолов”, которое датируется 85 г. по Р.Х. В нем говорится: “Путь жизни на самом деле таков: полюби, во-первых, Бога, создавшего тебя, а во-вторых, своего ближнего, как самого себя, и не делай другому всего того, чего бы ты не захотел, чтобы случилось с тобой. … Вы же любите ненавидящих вас и не будет у вас врага. … если кто тебя ударит по правой щеке, поверни к нему и другую, и будешь совершенен, … если кто у тебя возьмёт твоё, не требуй назад, хотя бы ты и мог это сделать. … Не будь гневливым, потому что гнев ведёт к убийству, ни ревнивым, ни сварливым, ни вспыльчивым: так как из всего этого порождаются убийства. … Будь же кротким, потому что кроткие наследуют землю. Будь долготерпеливым и милостивым, и незлобивым, и тихим, и добрым.”.

Игнатий, писал в своем “Послании Ефесянам” в 110 г. по Р.Х.: “Не стремитесь мстить за себя тем, кто обидел вас. Подражайте Господу, Который, когда он был злословим, не злословил в ответ, когда Он был распинаем, он не отвечал, когда Он страдал, он не угрожал, но молился за Своих врагов”. Игнатий умер мученической смертью.

Поликарп писал в своем “Послании Филиппийцам” около 120 г. по Р.Х.: “Слушайтесь заповедей Господних, не воздавайте злом за зло, или злословием за злословие, или ударом за удар, или проклятием на проклятие”.

Иустин Мученик, написал около 153 г. по Р.Х. в своем “Диалоге”: “Мы, которые раньше были исполнены войны и взаимного смертоубийства и всякого нечестия, … переменили свои воинствующие орудия на плуги, и свои копья на земледельческие орудия”.

Афинагор, написал в своем “Призыве к Христианам” около 180 г. по Р.Х.: “Мы были научены не только не воздавать ударом за удар, не только не судиться с теми, кто похитил у нас и ограбил нас, но тем, кто ударил нас по одной щеке, также подставлять другую, и тем, кто забрал у нас верхнюю одежду, отдавать и нижнюю”.

Также просвещает и тот факт, что Цельсий около 178 г. по Р.Х., будучи языческим оппонентом Христианства, укоряет Христиан в том, что они против Рима, не патриотичны, и не желают служить на военной службе у императора. Он выдвигал аргумент, что если все будут поступать, как поступают Христиане-непротивленцы, то империя разрушится. Это звучит почти как современные возражения против непротивления!
 

Так называемые Христиане начали ходить на войну

Тщательное исследование событий и писаний в период с 250 по 325 г. по Р.Х. показывает, что произошел упадок духовной жизни в некоторых общинах Церкви. Всякого рода злоупотребления и лжеучения начали прокрадываться, такие как крещение младенцев, мирские наряды, пороки пьянства и безнравственности, и участие в политике и военной службе. Сформировалась снисходительная и компромиссная церковь, которая стала называться Римской Католической церковью. Несомненно, истинные последователи Христа гораздо раньше вышли из этого сборища отступников и продолжали нести истинную веру. Влияние императора Константина внесло большой вклад в формирование экуменической церкви, когда он созвал большую группу епископов, пошедших на компромисс, на собор в Никее в 325 г. Константин проводил войну “во имя креста Христова”, заявляя, что имеет власть от Бога делать это. Около 350 г. по Р.Х. католический священник по имени Афанасий заявил: “Убийство не дозволяется, но убивать противника на войне является законным и достойным похвалы”. Августин, которого часто называют великим учителем в истории церкви, отличился тем, что положил основание для лжеучений: крещения младенцев, союза церкви с государством и участия в войне. Как современные протестанты, так и католики одинаково чувствуют себя обязанными таким людям, как Афанасий, Константин и Августин, за их оправдание войны и смешения церкви с государством. Истинные же Христиане обращаются к Библии в своем богословии.
 

На протяжении мрачного Средневековья

1200 лет с 325 по 1525 г. по Р.Х. известны как Мрачные Века или Средневековье. Когда мы читаем историю тех мрачных дней, она напоминает нам ужасную картину, прореченную в Откровении 17:1-6: “Подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. … Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей [мучеников] Иисусовых”. В течении этих годов на истинных Христиан охотились, преследовали и замучивали их во имя официальной государственной церкви. Однако, они сохраняли отделение Церкви от государства и Библейское непротивление. В добавление к вышеуказанным цитатам из писаний ранних авторов и Христиан существует множество документов, известных как церковные правила и порядки, которые ясно высказывались против служения в качестве судей или солдат. Один из таких правил гласит: “Если кто является солдатом среди верующих, и среди наставляемых … и судьею с мечом или главою префектов … пусть он оставит службу, или же да будет отвергнут. Ибо он презрел Бога своим помыслом, и оставил то, что от Духа, он возвеличил себя во плоти, и отнесся к вере с презрением”.

Тогда как верно, что официальная государственная церковь (Католическая) была вовлечена в мирские дела и грехи, все же существовали верные группы Христиан, которые были отмечены на протяжении истории. Среди этих групп были Донатисты, Новатиане, Катары, Павликане, Альбигойцы и Вальденсы.


Л.Н.Толстой. Закон насилия и закон любви. Гл. X

(...)
Так это было в первые четыре века христианства. При Константине же на знаменах римских легионов уже появился крест. А в четыреста шестнадцатом году был издан указ о том, чтобы не допускать в армию язычников. Все солдаты стали христианами, то есть все христиане за самыми малыми исключениями отреклись от Христа.

   С той поры в продолжение почти 15 веков та простая, несомненная и очевиднейшая истина о том, что исповедание христианства несовместимо с готовностью по воле других людей совершать всякого рода насилия и даже убийства, до такой степени скрыта от людей, до такой степени ослаблено истинно христианское религиозное чувство, что люди, поколения за поколениями, по имени исповедуя христианство, живут и умирают, разрешая убийства, участвуя в них, совершая их и пользуясь ими.

   Так проходят века. Как бы в насмешку над христианством совершаются крестовые походы, во имя христианства совершаются ужасающие злодейства, и те редкие люди, удержавшие основные начала христианства, не допускающие насилия: манихеи, монтанисты, катары и другие, вызывают в большинстве людей только презрение или гонение.

   Но истина, как огонь, прожигает понемногу все скрывавшие ее покровы и с начала прошлого века всё ярче и ярче начинает выступать перед людьми, волей неволей привлекая к себе внимание.
(...)

 

Tags: ненасилие в действии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments